Зеленец-Дымское-Тихвин

Ежегодно Школа организует выезд по Приладожью. В силу некоторых причин мы изменили привычный маршрут.

Теперь это - Зеленецкий монастырь, место «промежуточного» явления Тихвинской иконы Божьей Матери, Антониево-Дымский монастырь, Николо-Беседный храм и, собственно, Тихвин. Маршрут, как обычно, уникальный. Иных у нас нет.

Немного о местах. Зеленецкий монастырь или Мартириева Зелёная пустынь, мужской монастырь, расположенный в посёлке Зеленец на берегу Рассохи. Первое свидетельство о монастыре относится к 1563–1566 гг. Первый храм построил сам прпд. Мартирий на островке посреди Зеленецких болот. В последние годы жизни он был прославлен исцелениями и даже Даром воскрешения (сына царя Симеона Бекбулатовича). В монастыре покоятся основатель монастыря, прпд. Мартирий (чудотворец), митрополит Корнилий. Монастырь был местом ссылки для церковного покаяния, а так же для лечения душевно больных священнослужителей. Это место душевного покоя, «место, освобождения от страстей», обретения внутреннего равновесия и опыта умиротворения. Можно получить личный опыт и унести его в своем сердце. Это и есть те самые «витамины Души», которые помогают нам жить в мире с окружающим нас миром. Их много нам не надо, но без них - смерть.

Антониево-Дымский монастырь основан прпд. Антонием, учеником прпд. Варлаама Хутынского, в землях Новгородской республики около 1242 г.. В 1370 г. мощи святого были обретены нетленными и положены в раке в Антониевском храме. В 1921 г. в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых», затем в монастыре была образована коммуна по «производству» кирпича которая занималась разборкой монастырских строений. После ВОВ на базе монастыря была организована школа трактористов, потом психиатрическая больница, далее, санаторий-профилакторий бокситогорского комбината «Глинозем».

В 1994 г. на Дымском озере у камня, на котором молился св. Антоний, был установлен крест. 30.10.1997 г. монастырь был передан РПЦ и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. Согласно Традиции, именно св. Антоний своей кротостью и молитвами создал простратсво, куда и прибыла Тихвинская икона Божьей Матери, поэтому всегда, до посещения Тихвинской, паломники, молились в Дымском. Готовили себя к предстоянию Чуда.

Далеко не все знают, что в связи с явлением иконы являлась и Сама Богоматерь близ Тихвина. Она явилась на 40-й день после обретения иконы и накануне дня освящения храма. Явление произошло в трех верстах от Тихвина по дороге на восток в сторону Дымского монастыря. Пономарь Георгий увидел Богородицу, сидящей на колоде сосны. Она была со св. Николаем. Богородица указала, каким должен быть крест на храме, что было подкреплено знамениями. На этом месте также была устроена часовня, а из сосны, на которой Она сидела, был вырезан Крест и изготовлена доска для иконы. Сейчас на этом месте и расположен Николо-Беседный храм, в котором можно прикоснуться к тому самому кресту, вырезанному из древа, на котором восседала Богородица. И там мы бываем в обязательном порядке. Опыт прикосновения у каждого – свой, но впечатление у всех – глубочайшее. Не говоря уже о том, что оно способно внести в душу каждого глубокие изменения, которые могут повлечь не менее глубокое изменение взглядов и ценностей человека.

В 1510 г. великий князь Василий Иоаннович учредил в Тихвине монастырь и им стал ... монастырь на месте явления Богоматери. На месте явления Тихвинской иконы монастырь основан через 50 лет! Главными святынями были Беседная икона и Крест, изготовленный из сосновой колоды, на которой восседала Богородица. В годы ВОВ на этом месте был рубеж обороны и от монастыря не осталось камня на камне! Частица же Креста чудом сохранилась!

Теперь о чуде из чудес. О Тихвинской иконе. В Традиции на Руси, было четыре иконы-охранительницы: Смоленская, Казанская, Владимирская и Тихвинская. Они защищали страну в четырех сторон света. В конце XIX в. Казанская и Смоленская были утрачены. Владимирская находится в музее (Третьяковская галерея) и только Тихвинская находится именно там, где должна быть - в монастыре.

Ее история достойна удивления. Тип иконы именуется Одигитрия (Путеводительница), а история ее почитания относится к ее чудесам, которые происходили в Константинополе с XI по XV вв. Они зафиксированы хрониками и свидетельствами очевидцев. Есть письменные свидетельства о еженедельной процессии, а хроники рассматривают их как регулярное чудо, которое происходило в столице Византии! Монастырь Одигитрии основан во второй половине V в..

Одигитрия - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем, сидящим на руках, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу. Первая Одигитрия была написана евангелистом Лукой, привезена из Святой земли императрицей Еленой и помещена в храме монастыря Одигон. В монастыре, отправлявшиеся в плавание имели обычай молиться, испрашивая себе напутствия в путь (путиводительство).

Процессии, идущие каждую пятницу от одного храма к другому, имитировали процессию Успения в Иерусалиме. Тимофей, епископ, установил еженедельную церемонию: «Из храма монастыря Одигон утром выносили икону Одигитрии Константинопольской в драгоценном окладе невероятной тяжести. Ее выносило шесть или восемь человек на носилках. На площади перед монастырем Одигон собирался почти весь город. С момента выноса иконы начиналось чудо. Икону невероятной тяжести ставили на плечи одному из служителей иконы (было братство служителей), и этот человек с невероятной скоростью кругами начинал ходить по этой площади. Ходил он, раздвинув руки, что создавало ощущение, что икона носит своего носильщика. Движения были такой скорости, что возникало впечатление, неоднократно отмеченное, что сама икона летает кругами по площади, при этом еще вращается вокруг своей оси, демонстрируя два изображения, которые располагались по обе стороны иконной доски (образ Одигитрии и Распятие). Присутствующие становились участниками Акта: происходили многочисленные чудотворения, исцеления, мироточение, которое собирали ветошью и раздавали.

После все шли через весь город, от монастыря Одигон, до монастыря во Влахернах, где находилась Риза Богоматери. По ходу процессии, все важнейшие иконы и реликвии из других храмов Константинополя, выносились ей навстречу. Так создавалось «пространственная икона», выстроенная по канону и перенесенная на все пространство города. Ее созидателями были все присутствующие, объединенные Образом. Смысл чуда - зримое воплощение идеи покровительства Богоматери». Константинополь на время становился сакральным пространством, в котором осуществлялась идея физической сопричастности всех жителей этого города к чуду и осознанию защиты, которую получает империя и ее столица от Богоматери. Чудо такого уровня для духовной жизни Константинополя имело значение более важное, чем все храмы, фрески и мозаики вместе взятые. Это было отражением духовного опыта.

При огромной значимости события, это чудо не включено ни в историю Византии, ни в историю византийского искусства. «Просто» потому, что для него в исторической науке не отведена специальная «графа» и ученым неясно, по какому ведомству вести учет явления. Чудо, как и полагается, не вписывается в шаблоны и рамки. «Обычное» явление. Яркое, уникальное, но не единственное. Более того, … типичное.

Нечто подобное происходило в русских городах XVI-XVII вв.. В них тоже создавались пространственные иконы: бесконечные крестные ходы, литии, торжества, которые захватывали большую часть населения города. Самое известное: «Шествие на осляти». На Вербное воскресенье, когда процессия шла из Успенского собора в храм Василия Блаженного. Роль осла исполняла маленькая кобыла, на ней ехал патриарх, а «осла» за узду вел царь. Они олицетворяли единство мира горнего и дольнего, а Красная площадь превращалась в огромную икону, где все присутствующие были «участниками» библейских событий, и создавали состояние Святой Земли в Москве (XVI-XVII вв.). Даже в Смутное время обряд не прерывался. Патриарх смог воссоздать шествие на осляти перед строем поляков и немцев. До сих пор в Испании разыгрывается «поиск» креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, переодетой византийцами, ангелами, евреями), установка его в костеле.

Так было до XIV в. Потом икона «исчезла» из Византии, зато над водами Ладожского озера и южнее многократно видели Одигитрию, парящую в воздухе. Потом она обрела свое место в небольшом местечке на берегу речки Тихвинка. Спустя несколько лет, ее опознал один купец, который по торговым делам бывал неоднократно в Византии. Ее явление в новгородских пределах относится к 1383 г.. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима» (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки Согласно Сказанию, икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе» (по пути нашего странствия мы обязательно заезжаем на это место, где край Неба соприкасается с Землей), затем на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. После революции икону разместили в Тихвинском музее. Во время оккупации, в 1941 г. икону отправили в Псков, потом она весной 1944 г. Уехала в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. К 1950 г. образ был устроен в Свято-Троицкий собор г. Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий, согласно завещанию архиепископа Иоанна, он вернул икону в Россию с соблюдением условия возрождения Тихвинской обители.

В 2004 г. икона была торжественно возвращена на ее историческое место: «В Ригу мы прибыли 21 июня 2004 года и пробыли там 2,5 дня. Встреча была неописуема! Когда въехали в город, начался колокольный звон, а улицы с обеих сторон были заполнены людьми. 250 тысяч человек встречали Святыню. Потом икона приехала в Москву (где на поклонение к ней пришло около полмиллиона человек), затем — в Петербург. А утром 8 июля мы выехали с Ладожского вокзала в специальном поезде в Тихвин. Там, от Соборной площади к монастырю икону несли по дороге, усыпанной живыми цветами».

Когда икону Тихвинской Богоматери везли через Санкт-Петербург, ее выставили для поклонения в бывшем музее религии и атеизма (Казанский собор). Официозное, социально значимое здание. И что? Сюда сразу же были перенесены все официальные богослужения из Александро-Невской лавры до настоящего момента.

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Любая икона глубоко символична. «Проще всего было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием» (митрополит Сурожский Антоний). Для нас это возможность посмотреть на свою Душу и на то, куда и к чему она стремиться по-настоящему. Нет движения Души, замерла она в ожидании чего-то, заснула, то икона для нее - обычная доска, покрытая красками.

Каждое странствие со школой "OSOZNAVANIE" уникально и неповторимо. Каждый выезд выстраивается под общие задачи группы. И этот маршрут - Зеленец-Дымское-Тихвин - каждый раз открывает нам разные грани и аспекты Души.

e-mail: kbvb@list.ru;    elenagennand@gmail.com                Skype: kbvb_5;    elenagennand    

 Группа БЭСТ по Е.И.Зуеву на facebooke     Группа БЭСТ по Е.И.Зуеву ВКонтакте    Творчество Виталия Николаевича в РАСФОКУС 

Все фото и видеоматериалы, использованные на этом сайте, являются авторскими ©