+7 952 201 07 25

+7 952 201 07 31

Оставить заявку

Системный подход

Всякое определение есть ограничение.

Бенедикт Спиноза

 

Бог выше всяких определений.

Аврелий Августин

 

Дать определение тому, чем занимаешься – это уже 50% успешной работы. Точное определение дает возможность сосредоточиться на конкретной деятельности.

 Что же такое системный подход, системный взгляд, которого придерживается наша Школа?

Системное -  отвечает всем признакам системы (множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами).

 

Система – не метод! Признаки системы

Целое больше суммы своих частей.

Аристотель. Метафизика

 

Систе́ма (др.-греч. «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Потребность в использовании термина «система» возникает в тех случаях, когда нужно подчеркнуть, что что-то является большим, сложным, не полностью сразу понятным, при этом целым, единым. В отличие от понятий «множество», «совокупность» понятие системы подчёркивает упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития.

Для примера можно сравнить комплекс спортивных объектов и систему водоснабжения: если разрушить одно строение, комплекс продолжит функционировать оставшимися строениями, т.е. они не находятся в зависимости, во взаимосвязи друг с другом, но если в системе водоснабжения выйдет из строя одно звено, скажем, насос, то вся система перестанет функционировать, т.к. каждое звено системы связано и взаимно влияет на остальные звенья. Метод же является лишь составные звеном системы. Поэтому категорически нельзя путать понятие «метод» и «система».

 

Понятия, характеризующие систему

Понятия, входящие в определения системы и характеризующие её строение:

Элемент — предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

Компонент, подсистема — относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности, имеющая подцель.

Связь, отношение — ограничение степени свободы элементов: элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть свойств или степеней свободы, которыми они потенциально обладали; сама же система как целое при этом приобретает новые свойства.

Структура — наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при функционировании системы и обеспечивают существование системы и её основных свойств. Структура характеризует организованность системы, устойчивую во времени упорядоченность элементов и связей.

Цель — сложное понятие, в зависимости от контекста и стадии познания имеющее разное наполнение: «идеальные устремления», «конечный результат», «побуждение к деятельности» и т. д.

Система характеризуется развитием, эволюцией — закономерным изменением системы во времени, при котором может меняться не только её состояние, но и физическая природа, структура, поведение и даже цель.

Общесистемные закономерности

Отграниченность от среды — система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определённая в своих границах, при этом в некотором существенном для наблюдателя аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды. Необходимо наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи (отношения) этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Системообразующие, системосохраняющие факторы при этом называют интегративными. 

Синергичность,  целостность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов. Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.

Иерархичность — каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент той или иной надсистемы (использующей системы). Более высокий иерархический уровень оказывает воздействие на нижележащий уровень и наоборот: подчинённые члены иерархии приобретают новые свойства, отсутствовавшие у них в изолированном состоянии (влияние целого на элементы), а в результате появления этих свойств формируется новый, другой «облик целого» (влияние свойств элементов на целое). 

Мультипликативность – одно из свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в больших системах обладают свойством умножения. Известно, что, например, после сеансов БЭСТ возможны яркие проявления как эйфорического так и дисфорического характера, а также яркие соматические реакции -как ощущение легкости и «полета», так и озноб с повышение температуры, обострения некоторых хронических заболеваний и др.

 

Системное мышление - то, что формируется у участников Школы "OSOZNAVANIE"

Системное мышление представляет собой способность понимать причинно-следственные связи между явлениями и окружающими предметами. Благодаря этому человек может целостно воспринимать все происходящее вокруг.

Умение мыслить системно помогает анализировать окружающую действительность в глобальных масштабах. В этом случае выводы делаются на основе совокупности разных деталей. Развитое системное мышление хорошо прослеживается в реакциях и поведении человека. Оно способствует реализации как в науке, так и в творческих областях.

К основным свойствам системного мышления относят:

  • достоверность умозаключений;
  • объективность оценки;
  • адекватность восприятия;
  • логичность выводов;
  • четкость суждений.



Человека, обладающего развитым системным мышлением, можно определить по следующим признакам:

  • Гибкость мышления. Оно помогает быстро анализировать поступающую информацию и удачно вписывать ее в имеющуюся картину мира.
  • Реалистичное восприятие действительности без субъективных искажений.
  • Независимость. Человек не поддается на психологические уловки и манипуляции.
  • Любая информация подвергается критике. Только после этого делаются окончательные выводы.
  • Способность налаживать обратные связи. Тот, кто обладает системным мышлением, может предугадывать факторы, влияющие на поведение людей.
  • Умение принимать неизбежность разнообразных взаимодействий и закономерностей.





Оставить заявку

* — Поля, обязательные для заполнения
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.